Михаил Васильевич Нагибин (11 ноября 1935, Таганрог — 31 марта 2000, Ростов-на-Дону) — российский советский организатор авиационной промышленности, директор Ростовского вертолётного завода (1980—2000).
Биография
Родился в городе Таганроге 11 ноября 1935 года. Детство было, как и у всех его ровесников, трудным. Ведь он относится к тому поколению, которое потом назвали «дети войны». Когда Таганрог освободили от фашистов, Мише было только 8 лет. После окончания школы-семилетки решил пойти в Таганрогский авиационный техникум. Это было тогда весьма престижное учебное заведение города. Хотя база его была сильно подорвана недавней войной. Учились в старых плохо приспособленных корпусах. Но учился с интересом, особенно после первой практики на заводе. Тогда понял, что вся его жизнь будет связана с авиацией. И не ошибся. По завершении учебы в 1954 году Михаил получил распределение на один из старейших в России Таганрогский авиационный завод имени Георгия Димитрова. Трудовую карьеру он начинал помощником мастера, но, поздней осенью того же 1954 года был призван в армию. Служил авиационным механиком в одной из частей Московского военного округа.
Работа в Таганроге
В 1957 году Михаил вернулся в родной Таганрог. И снова пришел на завод. Трудился сборщиком-клепальщиком, но уже вскоре стал мастером. На этой хлопотной и надо сказать трудной должности М. В. Нагибин понял, что нужно учиться. И вскоре он поступает на заочное отделение механического факультета Новочеркасского политехнического института. Диплом инженера-механика по специальности «Технология машиностроения» он получил в 1963 году. К этому времени Михаил Васильевич уже работал контрольным мастером и был женат.
Молодого инженера назначили заместителем начальника, а в 1964 году — начальником механического цеха № 1. Здесь он поработал до 1970 года. Работа его увлекала, ему нравилось быть в гуще событий. Михаил Васильевич «проявил в работе творческую инициативу, настойчивость, умелое руководство, руководимый им коллектив постоянно добивался выполнения поставленных перед ним задач». Руководство завода направило Михаила Васильевича на Высшие экономические курсы при Ростовском обкоме партии.
В июне 1970 года его назначили заместителем главного технолога завода, а через год — он стал главным технологом завода, сменив ветерана труда Давида Абрамовича Брауде, ушедшего на пенсию. Начиналась новая сложная для завода и, прежде всего, для технологической службы работа. Из Куйбышева на предприятие передавали для серийного строительства, как говорится на ходу, дальний противолодочный самолет Ту-142М. Таких машин завод еще не строил. Началась сложная и долгая подготовка производства нового самолета. Михаил Васильевич вложил много сил в перестройку производства. Широко внедряя новейшие достижения в области технологии, он руководил техническим переоснащением завода.
За успехи, достигнутые в развитии отечественного самолетостроения М. В. Нагибин был отмечен высокими государственными наградами. В 1971 и 1976 годах был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», а также медалями.
Работа в Ростове
Руководство авиационной промышленности сочло целесообразным перевести Нагибина из Таганрога на Ростовский вертолётный завод. В мае 1976 года он был назначен главным инженером этого предприятия. Очень не хотел Нагибин уезжать из Таганрога, покидать завод, ставший ему родным домом. Михаил Васильевич целый год в Ростове жил в гостинице один. Не перевозил семью. А спустя четыре года, в январе 1980 года, когда ушел на заслуженный отдых директор вертолётного завода Герой Социалистического Труда Д. М. Чумаченко, М. В. Нагибина, назначили новым директором Ростовского вертолётного завода.
Будучи генеральным директором, Нагибин приложил огромные усилия, чтобы Ростовское вертолётостроительное производственное объединение превратилось в крупнейшее машиностроительное объединение с передовой организацией труда и техническим оснащением, развитой сферой социального обслуживания. За годы его правления произошло техническое переоснащение производства, созданы комплексно-механизированные механические цеха и специализированные производства товаров народного потребления и изделий для лёгкой и перерабатывающей промышленности. Освоены в серийном производстве новые модификации транспортно-боевого вертолёта Ми-24 и тяжелый транспортный вертолёт Ми-26, не имеющий аналогов в мире.
За руководство по освоению серийного производства винтокрылого тяжеловоза Ми-26 страна наградила его орденом Ленина. Кроме этого, М. В. Нагибин был удостоен почётных званий «Заслуженный машиностроитель РСФСР» и «Почётный авиастроитель СССР». В 1992 году М. В. Нагибин возглавил борьбу коллектива Ростовского вертолётного производственного объединения за выживание в сложных условиях конверсии оборонного производства и перехода к рыночным отношениям. Это позволило сохранить ростовский завод как лидера мирового тяжёлого вертолётостроения, продукция которого пользуется высоким спросом как в Российской Федерации, так и за рубежом.
В апреле 1994 года коллектив ростовских вертолётостроителей избрал Михаила Васильевича президентом — генеральным директором ОАО «Роствертол».
В 1996 году, по инициативе М. В. Нагибина, один из пустующих корпусов Ростовского вертолётного завода был преобразован в первый в Ростове-на-Дону выставочный павильон, тем самым, дав толчок для создания нового рынка в регионе — выставочного бизнеса. Уже 10 лет выставочный центр «ВертолЭкспо» является одним из крупнейших операторов на российском рынке выставочных услуг.
За особый вклад в развитие экономики России, укрепление ее военно-промышленного потенциала Президент России наградил Нагибина орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995) и III степени (1999).
Умер М. В. Нагибин 31 марта 2000 года. Похоронен в Ростове-на-Дону.
Награды и признание
- Кавалер ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, ордена «Знак Почёта», ордена «За заслуги перед Отечеством» III (1999) и IV (1995) степени.
- Почётный авиастроитель СССР.
- Заслуженный машиностроитель РСФСР.
- Почётный гражданин Ростова-на-Дону.